
С.К.Жихарева
Ярослав, брат их, Новгородский
1. Пятый сын
Троицкий список Новгородской Первой летописи сообщает: "Всеволод ради Ярослава". (1) В Рогожском летописце читаем: "Того же лета оу Всеволода родился сын Фёдор и прозван бысть Ярослав". (2) Это событие в семье Всеволода произошло 8 февраля 1190 года в городе Переяславле-Залесском, куда великий князь приехал с женой во время сбора дани - "полюдья". Малыш родился здоровым и назван в честь вмч. Фёдора Стратилата, чью память совершают в этот день. 26 апреля 1193 года маленькому Ярославу во Владимире устроили "постриги", а на следующий день "и на конь его всади" (3), а потом многодневный пир.

Переяславль -Залесский
Фото из Интернета
В сложную и беспокойную жизнь Владимирского
княжества вливалась жизнь нового княжича и будущего князя. И была она по сравнению с другими братьями Всеволодичами самой насыщенной, деятельной, напряжённой, похожей на жизнь его отца Всеволода Большое гнездо. Да и испытаний пришлось пережить ему больше, чем кому-либо из братьев.
Воспитание Ярослава отличалось от воспитания старших Константина и Юрия. Его готовили к ратному труду, к тому, чтобы быть их опорой, помощником в управлении владениями Всеволодичей, Владимирским княжеством и подчинёнными ему городами. При этом он был князь. представитель Рюриковичей со всеми вытекающими правами и обязанностями. - носителем чести и славы рода.
Он был высок, строен, ловок и силён; прекрасно образован, начитан и воспитан в православной вере. По духу. по характеру он ближе всего был брату Юрию, - они были погодками и чем-то похожи друг на друга. И при этом, доля Ярослава, предназначение были иными. Но как бы там ни было - всё в руках божиих, а Он, как показало время, устроил жизнь князя Фёдора (Ярослава) не так как задумывали и предполагали его отец и братья.
Семья. Начало.

Взрослели в старину рано, княжеское происхождение ко многому обязывало и не предусматривало длительных детских забав и аристократической изнеженности. Учёба, военные тренировки, умение управлять боевым конём... Даже охота была одним из способов развития отваги, ловкости, умения обращаться с оружием. Браки были тоже ранними. И не по любви, а по решению отцов, женивших своих сыновей с политическим расчётом.
Ярослава женили, когда ему исполнилось 15 лет, в 1205/06 году. Зимой Всеволод "ожени сына своего Ярослава, - написал летописец, - и приведоша за него Юрьевну Кончаковича..." (4)Этот брак с дочерью и внучкой сильнейших в тов время половецких ханов был очень нужен Владимирскому князю. Он позволял обезопасить южные границы Переяславского (Южного, Русского) княжества от многочисленных опустошительных набегов степняков. Отца юной Ярославовой княгини Юрия русские летописцы отметили как первого верховного правителя среди половцев, получившего этот статус от своего воинственного отца. Оба постоянно совершали набеги на Киев и Переяславль. После одного из них, в 1203 году, разграбив Киев, половецкие ханы пошли на заключение мира, скрепив его брачным союзом своих детей. В то время родство обеспечивало мир, потому что "кровавый спор с любым из родственников воспринимался как неприемлемый". (5)
Ярослав Всеволодович в это время находился в Переяславле Южном, где защищал интересы Владимиро-Суздальской Руси. Летописи ничего не говорят о первой жене юного князя.Известно только то, что она была несторианского вероисповедания (разновидность христианства), и то, что в конце сентября 1206 года Ярослав вместе с ней возвращается во Владимир:"и сретоша и братья его..., и целоваша и..." (6)
Браки русских с "кощеями", то есть с половцами были очень частыми в то время. В Византии тоже хорошо знали о половцах и называли их "скифы". "Слово о полку Игореве" называет дочерей половецких ханов "красные девки половецкие", то есть красивые. (7) Кроме того, половецкие девушки и женщины были прекрасными наездницами. Они не только ловко управляли конём, но и владели оружием, - носили саблю и колчан с луком (8)
Исследователи предполагают, что супружеская жизнь Ярослава и Юрьевны

была недолгой и бездетной. Вероятная причина - ранняя смерть княгини. Последующие обстоятельства семейной жизни Ярослава дают возможность предположить, что его первый брак был и самым счастливым. Легко можно представить, как восхищён был пятнадцатилетний княжич такой же юной, но отважной женой, ловко, как и он, скачущей на боевом коне.
По путанным данным летописей и историков можно понять, что переяславский князь женился несколько раз (называют 2,3 и даже 4 союза). В Татищев, например, пишет о четырёх жёнах Ярослава. (9) Однако, вполне определённо можно говорить лишь о двух его жёнах, причём о втором браке князя в кратких летописных сведениях прослеживаются некоторые интересные моменты его семейной жизни.
"Выдана была Ростислава из Новгорода дочь Мстислава Мстиславовича, за Ярослава... в Переяславль-Суздальский". (10) Второй брак был заключён примерно в 1212 году (6720г.) Исследователи опираются на ссылку в летописях о том, что дело было в високосном году, который как раз и приходится на эту дату. В связи с этим, можно предположить, что брак этот был устроен ещё отцом Всеволодом Юрьевичем незадолго до своей смерти, то есть
Иван Яковлевич Билибин
Половчанка
Эскиз к опере "Князь Игорь".
1930.
он устроил судьбу не только свою, но и обоих своих сыновей. В случае с Ярославом - это был очень нужный владимирскому князю союз с Торопецким князем Мстиславом Мстиславовичем Удатным, который с 1208/1209 года силой утвердился в Новгороде Великом. Вполне вероятно, что заключив мир, князья закрепили его впоследствии брачным союзом своих детей, как это было сделано ранее с Киевским князем Всеволодом. Такие действия вполне вписывались в дипломатическую стратегию Всеволода Большое Гнездо. Это был "союз со всем могущественным кланом смоленских князей Ростиславичей, которые к этому времени добились гегемонии на юге" (11) и на севере. Вот что написал по этому поводу историк Н.И.Костомаров: "Мстиславу Мстиславовичу поклонились киевляне"; он взял мир, как с побеждённых, в Чернигове; "он со славою вернулся в Новгород, и сам Великий Новгород возвышался его подвигами, так как новгородская сила решала судьбу отдалённых русских областей", слава о нём проникла и в Польшу... (12) Добрососедские отношения с сильным Владимиро-Суздальским княжеством были выгодны и Мстиславу Удатному, поэтому он и выдаёт свою дочь за князя Ярослава. Впоследствии он выдал своих дочерей: Анну - за галицкого князя Даниила (1219г.) и Елену - за венгерского короля Эндрю (1227) (13)
Ростислава

Иллюстрация А.Чаузова
из книги Ю.Крутогорова "Александр Невский"
Княжна Ростислава Мстиславовна была знатной невестой.По отцовской линии она происходила из рода Рюриковичей, а по материнской - из половецких князей. Ростислава была внучкой знаменитого на всю Русь князя Мстислава Ростиславовича Храброго, который пользовался горячей любовью своих современников:"И не было земли на Руси, которая бы не хотела его иметь у себя и не любила бы его." (14) Мать княжны Мария была дочерью могущественного половецкого хана Котяна, принявшего православие. Две другие его дочери были выданы за венгерского короля и регента Латинской империи.
Жизнь Ростиславы мало чем отличалась от жизни других княжон и княгинь: раннее замужество, рождение и воспитание детей. Известно, что она была образованна и по святым книгам обучала своих детей. (15) А их у неё было одиннадцать: девять сыновей и две дочери. Ей пришлось пережить смерть обеих дочек и одного сына. Сын Александр Ярославич стал святым и вошёл в историю как благоверный князь Александр Невский. (16)
Родилась она примерно в 1202-1204 гг., но не позднее 1205 г. Крестили с именем Феодосия. В одной из православных книг автор называет её Ростислава (Феодосия) Мстиславовна Торопецкая, Новгородская. (17) Сведений в летописях о ней очень мало. Видим, что она постоянно сопровождает мужа, а позднее - сына Александра в переездах из Новгорода в другие города. В 1216 г., в период голода, в Новгороде "выведе княгыню свою к собе..." (в Торжок) (18) В 1222-1224 годы: "Поиде Ярослав с княгынею и с детьми Переяславлю...", то же сообщает летопись и в 1228 году. За 1240 год находим следующую запись:"...тои же зимы выиде князь Олександр из Новгорода к отцу в Переяславль с матерью и с женою и со всем двором своим..."(19) За исключением военных походов она всегда была рядом с новгородским князем.
Скупо говорят летописцы и о её внутреннем мире. Так в Комиссионном списке НПЛ находим о Феодосии следующие слова:"боголюбива нравом, доброчестива и богоугодна". (20) Некоторые летописи называют её святой. (21) Автор Жития св.Александра Невского - "блаженной и чудной". (22)
.jpg)
В силу своего восточного воспитания Феодосия была доброй женой, тихой и смиренной не на словах, а на деле, хотя в жизни её не всё было просто и гладко.
Жизнь Ростиславы оказалась короткой. Уже в 1244 году она умерла. Первая Новгородская летопись (НПЛ) пишет об этом так:"В лето 6752. Преставися княгыни Ярославля, постригишиися у святого Георгия в монастыри, ту же и положена бысь, сторон сына своего Фёдора месяца маия в 4, на память святыя Ирины, наречено бысть имя ей Ефросинья" (речь идёт о монашеском имени). (23)
Тверская летопись дополняет:"Того же лета (6752-1244), месяца мая 4, на память святой мученицы, преставися великая княгиня Феодосия Ярославля, в Новгороде, дщи великого князя Мстислава Мстиславича, мату великому князю Александру Невскому, постригишися в монастыри свтаго Георгия..." (24)
Семейная драма
Семейная жизнь Ярослава и Ростиславы с самого начала складывалась драматично, и даже вообще могла не сложиться. Семейный конфликт смоленских Ростиславичей и владимирских Всеволодовичей был настолько силён, что летописи не могли обойти его молчанием. И касался он именно взаимоотношений Ярослава и его новой жены. По мнению некоторых исследователей даже Липицкое сражение было вызвано не только и не столько противоречиями между братьями и сродниками сколько гневом князя Мстислава, бросившегося на защиту своей дочери. Этим вполне можно объяснить особенную решительность и жёсткость князя во время столкновения, а так же то, что, урядив братьев после победы, он не стремится к власти во Владимире, сделав только одно - забрал у зятя Ярослава свою дочь. Вот записи летописцев: "Мстислав же поиде с новгородьци к Переяславлю; и не идя к городу, поима дары; послав, поя дъцерь свою, жену Ярославлю...", (25) "а Мстислав взя дочерь свою, а Ярославлю княгыню..." (26) В Истории В.Татищева ситуация выглядит ещё напряжённее.
Отказавшись от Торжка и отпустив новгородцев и смолян он (Ярослав) упорно не желает отдавать сво жену: "Но о княгине своей Ярослав просил Мстислава и всех князей, чтоб от него её не брать. Но Мстислав никак на то склонен быть не хотел, а усиленно требовал дочери..." (27)
Но на этом дело не кончилось. Мстислав Удатный, забрав дочь, не ушёл сразу в Новгород, а расположил свой стан за городом Переяславлем. Переговоры зятя и тестя продолжались. Записи в летописях и в "Повести о битве на Липице" показывают, что "Ярослав был сильно расстроен не столько военным проигрышем сколько тем, что Мстислав отозвал к себе его жену - свою дочь". (28) Умоляя тестя, Ярослав говорит:"Чего не бывает между князьями? А меня по справедливости крест наказал." (29) Для князя политические противоречия дело обычное, а вот лишиться жены - это настолько серьёзно для переяславского князя, что он "многажды ссылася молбою к князю Мьстиславу, прося княгини своея к себе... Князь же Мьстислав не пусти дщери своея к нему..." (30) "Простояв ночь, князья разошлись: Константин пошёл к Владимиру, а Мстислав к Новгороду..." (31)
Причину столь твёрдого решения объясняет сам князь Мстислав. Ещё до Липицкого сражения он предлагал Ярославу не только уйти из Торжка и

Князь Ярослав
Иллюстрация А.Чаузова
из книги Ю.Крутогорова "Александр Невский"
освободить заложников, он уговаривает его "не принуждать к войне против себя" и при этом "просил его, чтоб с дочерь его, а своею княгинею жил по закону честно, как надлежит, а если ему не любо, то б, не обижая её ради наложниц, отпустил к нему." (32) У Н.М. Карамзина ещё интереснее: Мстислав "едва согласился" прибыть в Новгород и защищать их интересы...И настойчиво "просил зятя своего, Ярослава, жить честно с женою..." (33) После Липицкой победы, которая, видимо, ничуть не смягчила намерения возмущённого отца, - Мстислав Мстиславич вполне определённо высказал Ярославу своё к нему отношение:"Не по достоинству будет тебе княжескую дочь женою иметь, поскольку ты, забыв к ней в церкви данное при браке обещание, имел её не как жену, но как рабу, и из-за наложниц она унижена. И раз ты мне и ей своей данной клятвы не сохранил, того ради она уже от клятвы своей свободна." Далее узнаём, что Ярослав отдал тестю жену "со всем её имением." (34)

Мстислав Удатный
Памятник тысячилетию России в Новгороде
В этом отношении интересен также и разговор Константина Всеволодовича с братом: "Однако ж, ежели хочешь жить честно княжески, тоя не только тебя ничего не лишу и буду тебя иметь как брата в любви и почтении, но потружусь и с тестем тебя умирить." Ярослав принял условия, дал слово "жить честно", и, в отличие от Юрия, сохранил свои владения. А вот помирить его с тестем Константину сразу не удалось. Вполне возможно, что были и другие условия примирения, на которые Константин пока согласиться не смог. Возможно, также и то, что жену у Ярослава взяли не только за бесчестие, но и как заложницу, с целью выполнения определённых договорённостей и до полного примирения семей. (35)
Сердцевина драмы, однако, была не в том, что у мужа забрали жену, а в том, что Ярослав, скорее всего, вторую жену свою не любил и воспринимал свой брак с ней как брак по расчёту. Скорее всего, он не мог выбросить из сердца любовь к своей первой рано умершей жене, внутренне сохраняя ей свою верность. Рано потеряв её, Ярослав, молодой в расцвете сил человек, не мог быть без женщины, поэтому рядом и находились наложницы.
Сама по себе жизнь с наложницами неженатого мужчины, тем более князя, в средневековом мире допускалась и мало кого удивляла. Более того, она допускалась и в отношении женатого мужчины, "если был далеко от жены, не мог жить с ней полноценно..." Даже церковь освобождала его от епитимьи (наказания),
если он согрешил с незамужней женщиной. (36) В ситуации Ярослава Всеволодовича вначале всё складывалось вполне допустимо. В то время, когда Ростислава стала его женой (по воле отца), она была ещё маленькой девочкой. И по причине своего возраста просто не могла быть по-настоящему женой, то есть, как выражаются летописи, князь не мог "иметь княгиню вправду". Пока Ростислава подрастала, её муж вынужден был согрешать с наложницами. И всё бы со временем обошлось и наладилось, если бы не бесчестье, которое Ярослав допустил к маленькой княгине. И, более того, не смог пресечь этого бесчестья. Унижал Ростиславу не муж. Это делали его взрослые сытые и холёные наложницы - рабыни, имевшие, видимо, влияние на молодого князя и позволявшие себе недостойное непочтительное отношение к княжеской дочери и жене. Именно это и стало главной причиной гнева Мстислава, вставшего на защиту чести своей дочери.
Утаить положение Ростиславы в княжеском тереме было трудно, поэтому поведение князя возмущало и новгородцев, которые сообщили торопецкому князю о сложившейся ситуации. Скорее всего Ярослава они тоже предупреждали, и н раз. но ничего не менялось. Ничего не изменилось и к тому времени, когда княгиня повзрослела, и князь мог и должен был жить с ней честно! Узел обид и противоречий становился всё туже. Дурное обращение с женой в то время считалось серьёзным правонарушением. "Закон судный людям" базирующийся на византийских принципах, призывал к строгому обращению с мужчиной, пренебрегшим брачными клятвами ради связи с рабыней..." (37) Действия отца Ростиславы тоже предсказуемы. Родовые обычаи требовали от родственников обязательного наказания обидчика в том случае, если женщина подвергалась бесчестию. (38) Подобные отношения князя с любовницами, унижавшие княгиню, бесчестили и его ближних людей и жителей того города, где он княжил. (39)
Возвращение
По мнению большей части историков Мстислав всё же вернул сво дочь Ярославу. Произошло это примерно в 1217-начале 1218 года, после ухода из Новгорода в Галич. Причин для такого решения, думается, было несколько. Во-первых, покаяние провинившегося мужа, который после Липицкого сражения, несомненно, осознал сво вину и силу Божьего наказания:"Крест меня наказал". К тому же в его случае церковное
покаяние сопровождалось искуплением греха: "Все славянские нормы церковного права, регулировавшие... отношения женатого мужчины с женщиной -рабыней требовали наложения весомой епитимьи, как правило, в размере четырёх лет при пятидесяти ежедневных земных поклонах. Более лёгкие епитимьи, рекомендованные Уставом святого Иоанна Постника, никогда не предусматривались за данное нарушение". Сократить епитимью могли при особых обстоятельствах, но только до трёх лет. Кроме епитимьи налагался ещё и штраф. (40)
Во-вторых, по церковным же правилам (учение св.Василия) женщине разрешалось покинуть мужа лишь в том случае, если тот был ей неверен, имея связь с замужней женщиной... Развестись с мужем из-за его внебрачных связей "было, как правило, нельзя." (41)
Фрагмент памятника князю Ярославу Всеволодовичу и его жене Феодосии Мстиславне.
Работа скульптора Чиркова.
Беларусь

В-третьих, после того, как страсти улеглись, владимирский князь Константин, всё же принял условия Мстислава Удатного и не вмешивался в дела новгородцев, пока был жив. При этом он сдержал слово, данное Ярославу, помирить его с тестем.
В-четвёртых, большую роль сыграли взаимные интересы Владимиро-Суздальского княжества и Новгородской земли. Возвращение княгини
способствовало умиротворению князей, сближению Ростиславичей и Всеволодовичей, (42) естественно с учётом интересов тех же новгородцев. В том, чтобы обеспечить благополучие своих владений, были заинтересованы все.
И последнее, на мой взгляд, самое главное, -это было решение самой Ростиславы, потому что развода в то время могла требовать только сама женщина. Родственники её, даже отец, могли только предупредить церковные и светские власти о серьёзности проблемы. Только "лишь исключительно неприемлемые обстоятельства могли заставить её оставить дом мужа"... (43)

Положение во гроб св княгини Ефросиньи
(Фе одосии Торопецкой)
Главным же видится то, что в отличие от мужа, Ростислава его любила. Ещё совсем юная, она не могла не влюбиться в отважного князя, молодого, сильного, высокого и красивого. Такого, какими впоследствии, будут и её сыновья. Свою любовь к мужу Ростислава пронесла через вс во жизнь. Мы видим, что она сопровождает его в поездках; если нужно, остаётся с детьми в Новгороде за князя... Современник, автор Жития Александра Невского называет её "чудной" и "блаженной", то есть не от мира сего, что говорит о её набожности и смиренности. Она не нарушила своей клятвы. данной Господу в церкви при венчании, и была хорошей княгиней и матерью. и это при том, что любовницы Ярослава продолжали жить в Новгороде. По сообщению Тверской летописи в 1229 году "...на Ярославлих любовницех поимаша Новгородци кун много..." (44) По этому поводу думается, что и князь и княгиня не бросили наложниц на произвол судьбы и в соответствии с церковными правилами относились к ним снисходительно в силу их подчинённого положения. (45) К тому же от князя у них могли быть дети, а значит и право на свободу. А о том. что такое могло быть, писал В.Татищев: в 1216 году князь вывел из Новгорода "княгиню свою и с детьми". (46) При ситуации, что Ярослав с женой не жил, это могли быть дети наложниц.
Вот так непросто складывалась жизнь Ярослава и Ростиславы. После смерти старшего сына она всё больше пребывает в Новгороде, возле могилы сына и с семьёй Александра. Там же она находилась и во время отъезда мужа в Орду.
Там же окончилась и её короткая праведная жизнь. Надгробная надпись о ней гласит: "...почи о Господе чюдная и великая княгиня Феодосия, честнейшая супружница великого князя Ярослава Всеволодовича, с ним ж благоговейно и богоугодно поживе"... (47)
Торопецкое наследство
Торопецкое княжество - это отчина потомков Мстислава Ростиславича Храброго. Существует предположение, что Феодосия (Ростислава) "получила Торопец с волостями в удел, а затем их наследовал её сын - князь Александр Невский".(48)
Такое вполне могло быть. "Среди средневековых славян наследование земельной собственности дочерьми было относительно обычным явленим и наиболее часто встречалось в северо-западной Руси..." (49) Мать действительно могла передать своё "имение" одному из своих детей. Однако, в случае Ростиславы и её сына Александра произойти это могло не ранее 1232 года. После свадьбы с переяславским князем Ярославом она, конечно же, получила какие- то земли в приданое, но не всё Торопецкое княжество целиком. Владельцем его до конца жизни (до 1228 года) был её отец Мстислав Удатный. В период его княжения в Новгороде или Галиче в княжестве правили его братья: сначала - Владимир, а потом - Давыд. В 1226 году Давыд погиб в битве близ городка Усвят, отражая набег литовцев. В этом сражении участвовали и Ярослав с сыном Александром.

Торопецкое княжество и соседние княжества 1240 -е годы.
А тремя годами ранее Ярослав спасает торопчан, захваченных литовцами, от плена. Это свидетельствует о личной заинтересованности переяславских князей в безопасности торопецких владений тестя. его братьев и его детей..
После смерти Мстислава владельцы княжества перешли под верховный сюзеренитет его зятя новгородского и переяславского князя Ярослава Всеволодовича. Самым вероятным правителем в Торце мог быть брат Ростиславы - Юрий, но он умер в 1232 году. Другой (предполагаемый) её брат, Изяслав. боролся за Киевский престол и, видимо, на Торопецкое княжество не претендовал. Только после смерти Юрия Ростислава смогла унаследовать отцовский удел. Такой порядок владения и управления, наверняка. был установлен не ею и не братьями, а их отцом. Она же передала вои земли, своё торопецкое наследство сыну Александру, где он в 1239 году венчается и устраивает свадебный пир.
Третья молодость

Ярослав Всеволодович
Миниатюра
из "Царского титулярника"
1672
Сведений о третьем (или даже четвёртом) браке Ярослава Всеволодовича очень мало. Предполагают, что он женился (или его опять женили!) в 1244 году "в Татарах". Об этой новой жене князя известно только, что она была близка ко двору "царя Батыя" и пользовалась его доверием. О ней кратко упоминает итальянский путешественник - миссионер Плано Карпини, пребывавший в 1246 году в Орде, где находился и князь Ярослав. (50) Возможно, что это была и не жена, а одна из наложниц, которую князь взял с собой, отправляясь в дальний путь и на долгий срок. Или получил как дар от хана. В летописях этот факт никак н обозначен, а значит, говорить о женитьбе Ярослава в Орде утвердительно нельзя.
Завершая рассказ о семейной жизни Ярослава всеволодовича, добавим, что несмотря на все её трудности, он воспитал настоящих защитников Русской земли, потомки которых стали московскими, тверскими, суздальскими, нижегородскими князьями и творили последующую историю нашей, общей с ними, Родины.
С братьями
Наиболее близок Ярослав был с братом Юрием. Они были погодки, с первых дней жизни - вместе. всю жизнь практически активно поддерживают друг друга. В период междоусобицы 1212-1213 гг. Ярослав помогает Юрию умиротворять брата Владимира, дважды выступает по призыву Юрия к Ростову, чтобы договориться с Константином. Свои взаимодействие и взаимопомощь братья скрепляют договором: "Брате Ярославе! Если пойдёт на меня Константин или Владимир, буде ты со мною в помощь мне; если же на тебя пойдёт, то я тебе в помощь буду!" Ярослав же сказал тогда:-" Да будет так, брате!" (51) И так было! Ярослав собирал своих переяславцев и новгородцев и шёл к брату. В 1220 году он посылает полки из Переяславля для похода братьев Георгия и Святослава на Волжскую Болгарию. В 1224 году помогает Юрию выручать его сына Всеволода, сбежавшего из Новгорода. Ещё через пять лет (1229г.) идёт со старшим братом на мордву.
Братья, и в первую очередь Юрий, тоже не оставляют Ярослава один на один с его проблемами. Они помогают ему в 1215 -1216 годах во время конфликта с новгородцами и с тестем Мстиславом. На стороне Ярослава были Святослав и некоторое время Константин. В 1231 году Юрий поддерживает брата в его конфликте с князем Михаилом Всеволодовичем Черниговским, в противостоянии Ярослава с новгородцами.
В 1218 году Юрий и Ярослав вместе плакали, когда хоронили старшего брата Константина. Через год вместе радовались при освящении церкви Рождества Святой Богородицы в Суздале.
Последний раз Юрий был с братьями в 1239 году, когда лежал на смертном одре, убитым татарами в храме, во Владимире, а они скорбно молились, прощаясь с ним... То есть просили прощения за то, что случилось, у него и у Бога. И в сердцах их не было покоя, какая бы причина не таилась в них. Вспоминались не только детские далёкие радости и обиды, но и взрослые, серьёзные, глубоко засевшие в душу, особенно те, которые ранили Юрия. Это и горькое поражение у Липицы, и его одиночество в Городце... Память преподносила Ярославу то одну картину из прошлого, то другую. Всё было будто вчера. Вспомнил, как накануне сражения на Юрьевом поле, в 1216 году, Константин говорил Ярославу: "...ты привёл брата Юрия на зло, желая меня лишить и малого моего владения..." (52) А в 1229 году великий князь Юрий Всеволодович вынужден был пойти "на уступки" брату Ярославу и сыновцам Константиновичам во избежание кровавой междоусобицы. (53) Тогда Ярослав

Церковь Рождества Богородицы в Суздале. Фотография С.М.Прокудина - Горского
1912
"по смущению клеветников "злобствовал тайно на брата Юрия", готовился на войну с ним. (54) Даже возглавил оппозицию брату, затеял ссору, считая себя обойдённым. "Некыи льсти" попытались противопоставить Юрию Ярослава, которого поддержали Константиновичи. "...из Переяславля стал ездить в Ростов к Васильку и его братьям и возбуждать их против великого князя. Ярослав предлагал братьям Константиновичам Ростовским начать восстание против власти великого княжения..." Но Георгий, созвав всех братьев и племянников, "принял их с такой любовью, что всякая вражда прекратилась сразу". (55) На собранном в Суздале княжеском съезде всё "нелюбье" было "исправлено", все его участники Юрию "поклонились", назвав его "отцом и господином". (56)
Примирение братьев состоялось и новой междоусобной смуты завести не удалось. Радость отозвалось в сердце Ярослава это их решение, как и то, как два года спустя в споре с князем Михаилом Черниговским прислушался к словам старшего брата и принял мир с князем. В примирении князей участие принимали даже митрополит и епископ. (57)
Ярослав прекрасно осознавал, что только опираясь на помощь и поддержку Юрия, он мог активно действовать в Прибалтике, уверенно чувствовал себя в Новгороде. Юрий Всеволодович не просто доверял своему брату, он был уверен в том, что тот сделает, как надо. И Ярослав оправдывал это доверие, хотя и получалось не всегда так, как хотелось. И вот старших братьев больше нет. Теперь за всю Суздальскую Русь перед Богом отвечать только ему, Ярославу!
Служба. Переяславль Русский.
Родиться князем означало не только знатное происхождение и высокое положение в обществе - это прежде всего - служба и служение людям, обществу, своей земле. В таком положении, как у Ярослава и других младших братьев быть князем означало ещё и служить старшему в своём роде: отцу, дяде, старшему брату. А это значит - подчинить свою волю их воле и идти туда, куда прикажут. Получалось это не у всех и не всегда. Ярослав не был исключением, но всё-таки он был одним из лучших. Юрий Всеволодович потому и любил его, и ценил его больше всех, доверил самый сложный участок нелёгкой княжеской службы.
А началось всё в 1201 году, когда отец отправил его с дружиной княжить в Переяславль-Южный (или Русский)

В Переяславской земле с XII века правили потомки Владимира Мономаха, поэтому Всеволод Юрьевич сына своего определил княжить " на стол прадеда и деда своего..." Жители этого древнего города "хвалили Бога и Святую Богородицу и святого Михаила, давшего им князя, которого желали..." (58)
Княжить в Переяславле было нелегко. Княжество граничило со Степь и на его долю пришлась большая часть половецких набегов
По реке Суле на южной границе земель располагалась Посульская оборонительная линия, состоявшая из множества сторожевых крепостей для защиты Руси от степняков. именно эти земли впервые в летописях названы "украиной", то есть окраиной. Главное, что ждали от князя переяславцы - это укрепление границ и организацию обороны. Страх набегов делал их сговорчивыми, вражды практически не было. Скорее, наоборот, всеми силами помогали князьям противостоять внешним угрозам.
В княжестве было более двадцати городов, в том числе и личное владение Юрьевичей и Всеволодичей - Городец Остеркий. Княжить в Переяславле Южном было не только опасно, но и престижно, - он был "средством сохранения доступа к киевскому столу как "общединастическому достоянию", своего рода "последней ступенькой" перед княжением в Киеве. (59) Сюда и направил Всеволод сына Ярослава, возложив на него и свою дружину опасную и почётную обязанность защиты русских границ. Впоследствии своих братьев будет ставить здесь на княжение и Юрий Всеволодович (1213, 1228).
Сюда же в целях безопасности по воле отца из половецкой Орды привезли Ярославу юную жену Юрьевну Кончаковну, поэтому можно предположить, то период Переяславского княжения был не только трудным, опасным и престижным. но и счастливым. Более того, это было время взросления и возмужания суздальского княжича, время становления как князя, когда серьёзные решения приходилось порой принимать самому, а надеяться только на Бога. Но пока ещё Ярослав по наиболее важным вопросам не был самостоятельным правителем и полностью подчинялся воле отца.
Переяславский период княжения длился почти семь лет. Не обошлось без промахов и унижений, которые, как показало время, оказались к лучшему. В 1206 году с молодой женой князь вынужден был вернуться к отцу во Владимир. Из Переяславля Южного его выгнал будущий сродник Черниговский князь Всеволод Чёрмный и посадил своего сына Михаила, положив начало личной вражды молодых княжичей. Всеволод обошёлся с Ярославом милостиво, дав ему "путь", то есть возможность уйти с людьми и оружием. (60)
В последствии в Переяславле Русском сидели то смоленские Ростиславичи, то владимирские Юрьевичи. По мнению современных учёных накануне Батыева нашествия Переяславская земля..."находилась под контролем князей суздальской ветви Мономаховичей". (61) Более того, вполне вероятна "возможность того, что Ярослав Всеволодович мог вновь занять Переяславль Южный после примирения с тестем." (62) Перед ордынским нашествием город фактически потерял княжеский стол, превратившись в рядовую крепость на окраине Руси.
"В лето 6747 взяша Татарове Роусскый Переяславль". (63) Это значит, что в 1239 году город был взят "копьём" войсками Менгу-хана и разорён дотла. Территория Переяславского княжества после этого перешла под непосредственное управление Орды..." (64)
Переяславль Залесский.
Новым местом службы Ярослава стал Переяславль Залесский. Это был второй после Владимира город в Суздальском княжестве. Князь и жители города контролировали торговые пути, что имело большое значение в глазах современников. Располагаясь в стратегически важном месте севернее Владимира и владея обоими берегами Верхней Волги в районе Твери, "князь Ярослав Всеволодович практически держал в своих руках ключ к новгородской торговле". (65) Сами переяславцы всегда были надёжной опорой своим князьям, сначала Всеволоду, а потом Ярославу и его сыну Александру. Все они считали

Переяславль Залесский своей родиной, "отчиной". Для Ярослава Всеволодовича и Александра Ярославича - это город, где они родились.
В 1212 году Ярослав стал полноправным хозяином города и княжества и фактически независимым правителем Переяславских земель, которые получил по воле отца. Это были города западной части Суздальского княжества - Дмитров, Тверь, зубцов, Кснятин. Нерехта, Дубна, Шоша... (66) А ещё Волок. Ярослав созвал "вси переяславци" к Спасскому собору и обратился к ним: "Братия переяславци се отець мои иде к Богови, а вас удал мне, а мене вдал вас на руце. Да рците ми, братия, аще хощете мя имети собе, якоже иместе отца моего, и... головы воя за мя сложити." Они же вси тогда рекоша: "Велми, господине, тако буди, ты наш господин, ты Всеволод". И целоваша к нему вси крест". Крест ему целовало и "городское ополение".(67) А летописец Переяславля Суздальского написал: "Вошёл Ярослав на стол в Переяславле, где и родился..." (68)
Политический статус Переяславля Залесского тоже был значимым, считают учёные. Как и экономический. По мнению А.Ф.Литвиной и Ф.Б.Успенского "...название нового Переяславля (Залесского, то есть Суздальского) не просто воспроизводило один из топонимов Киевской Руси, оно призвано было задать...новую политическую систему координат, в рамках которой этот северный город будет пристоличным центром для будущего наследника Владимиро-Суздальской Руси". (69)
При Ярославе Всеволодовиче город достиг наивысшего своего расцвета, как раз перед монголо-татарским нашествием. Он стал "гнездом рода Ярославичей". Здесь, в знаменитом Спасо-Преображенском соборе, совершили обряд пострига княжичу Александру, который стал надёжным помощником отцу и верным продолжателем дел суздальских князей. Сюда, в Переяславль уезжал Ярослав с княгиней и с детьми после бурных событий в Новгороде, чтобы пережить смуту, набраться сил, передохнуть; чтобы помолиться в храме, созданном его дедом князем Юрием Долгоруким, - где было много не только икон и мощей святых, но и книг, которые все Всеволодовичи читали и приучили читать своих детей. (70)
В 1237 году монголо-татары, захватив Владимир, пошли на Переяславль, и тот "взяли". О тех событиях в родной земле Новгородская первая летопись кратко сообщает:"Оканьнии же они оттом пришедше, взяша Москву, Переяславль, Юрьев, Дмитров, Волок, Тферь; ту же и сын Ярославль убиша" (71) Не трудно понять, что узнав о страшном разгроме в Суздальской земле, первым городом, куда примчался из Киева Ярослав, были его Переяславские земли, где сражался и погиб один из его сыновей. Об этом поведали местные сказания. Но, к сожалению, ни летописи, ни предания не сохранили имя этого княжича. (72)
Великий Новгород
Помимо того, что Ярослав был переяславским князем, его в течении почти двадцати лет периодически называли князем новгородским. Периодически потому, что новгородцы его то приглашали, то изгоняли, а со временем князь чаще всего уходил из Новгорода с семьёй в Торжок или Переяславль сам.
Призрак новгородских столкновений замаячил перед Ярославом ещё в 1196 году. когда его отец, захватив Новый Торг, посадил его там княжить. Но княжение не состоялось, так суздальское воинство город разграбило и сожгло. (73) Лично Ярослава Всеволодовича новгородцы пригласили к себе княжить в 1215 году, после ухода князя Мстислава мстиславича Удатного в Южную Русь. Интересная деталь:"просить себе князя отправились к Константину Всеволодовичу, старейшему князю, тот согласился принять предложение и прислать князя". В Переяславль отправился гонец из Ростова, - Константин "указывал своему младшему брату идти на княжение в Великий Новгород, заключил раду (договор) на княжение". (74) Ростовский князь не захотел отправлять туда сыновей и отдал предпочтение брату,а потом сам же его и смирял. Новгородцы тоже не ожидали такого решения, но "много гадавши" согласились и предложили княжение Ярославу. Но без согласия брата Юрия, бывшего тогда великим князем, Ярослав пойти в Новгород не захотел. Вот что пишет Никоновская летопись:"молящеся князю великому Юрию Всеволодовичу, дабы брата своего Ярослава понудил к ним идти в Новгород на княжение..."(75) "И вступил князь Ярослав в Новгород, и встречали его архиепископ Антоний с новгородцами". (76) Так же было и в 1223 году, но уже без Константина: "И дал им брата своего Ярослава. В лето 1223 пришёл князь Ярослав в Новгород, и рады были новгородцы". (77) А вот что пишет про Ярослава по этому поводу современный историк А.Ю.Карпов:"...Юрий поддерживал брата и оказывал ему при необходимости всемерную помощь. Более того, только опираясь на эту помощь, а иногда и действуя от имени брата... Ярослав смог добиться внушительных успехов... на новгородском направлении, которое Юрий по всей вероятности, сознательно уступал ему." (78)
Самыми острыми были два конфликта: в 1215-1216 годах, завершившийся Липицким сражением, и в 1228-1230 годах, связанный с событиями в Пскове и военными столкновениями с Черниговским князем. В первом случае причин противостояния было несколько. Мы уже говорили о политическом ( и экономическом!) противостоянии смоленских и суздальских династий, о семейном конфликте князей. Обратим теперь внимание на конфликт Ярослава и части новгородцев. Вот что говорит Ярослав:"Я же зван был новгородцами и пришёл к ним с честию, но они меня обидели, и не могу им не мстить". (79)

Ярослав Всеволодович
Фреска в Церкви Спаса-на-Нередице в Новгороде
Фото из Интернета
А вот речи новгородцев:"Обида нам от Ярослава", "...да не будет Новый Торг над Новымь городом, ни Новгород под Торжком, но где Святая София, ту и Новгород..." (80) Своя обида, отцовская, была и у князя Мстислава, своя, братская,- у Константина . И обиды эти только крепли.
Понятие "обида" в средневековом мире напрямую связано с понятием "честь", а "честь" - это то, что составляло смысл жизни человека того времени; более того, хранение чети - одно из условий его счастья. Нанесённая обида, бесчестие взывали к мести. Считалось, что человек просто потеряет достоинство, если не отомстит, что "...только в мести можно увидеть глубину и широту чести..." При этом "вид поверженного врага не вызывал в душе отомстившего никакого сожаления".(81) Столкновение обиженных было неизбежным.
Похожая ситуация складывается и в 1228-1230-х годах. Князь Ярослав вновь говорит о бесчестии:" не замышлял ничего худого против псковичей, но вёз им в коробьях дары: паволоки и овощи, а они меня обесчестили..." (82) При этом князь просил выдать ему тех, кто оболгал его, и тех, кто ограбил его бояр. Более того, и Новгородцы встали на сторону Псковичей, отказались действовать в интересах своего князя, хотя князь долго уговаривал и тех, и других. Ответ их Ярославу был таков: "веси, княже, Новгородцев и Пскович:якоже хотят, тако и творят". (83) В результате князь из Новгорода ушёл, потом из-за мятежа, вынуждены были спасаться бегством оттуда и его сыновья.
Последней каплей в очередном противостоянии стало приглашение в Новгород князя Михаила Черниговского, того самого, "ради которого Ярослава в 1206 году выгнали из Переяславля Южного. Терпение Ярослава Всеволодовича лопнуло. Начался военный конфликт. Юрию Всеволодовичу первое время удавалось сдерживать родственников, но месть требовала своего выхода. К 1230 году дело завершилось тем, что Михаил признал свою неправоту. Ярослав вернулся в Новгород всерьёз и надолго.
Быть князем в Новгороде было очень тяжело. И в летописях, и у историков мы встречаем нелицеприятные высказывания о князе Ярославе Всеволодовиче. Например, Н.М.Карамзин пишет, что противники князя в Новгороде утверждали, что "Ярослав ненавидим большею частию их сограждан..." (84) Но у Ярослава тоже были все основания говорить о бесчестии. И не только у него. Новгородцы не церемонились почти ни с кем из князей и до Ярослава, и после. Примеров в летописях достаточно. Причины изгнания князя были самые разные, - не только его крутой характер или нелюбовь "сограждан". Вольнолюбие новгородцев не знало границ. Ужиться с ними было сложно любому приглашённому с поклонами и клятвами князю.
Клятвы эти легко нарушались. Ещё древний Святослав говорил новгородцам, просившим у него князя: "Да кто к вам пойдёт?" (85) Любимый, якобы, новгородцами князь Мстислав Удатный в ответ на приглашение "долго отговаривался, выговаривая им их беспутство, неверность и коварства..." (86) В 1178 году Суздальцы утверждали:"Новгородцы на одном дне целуют крест и нарушают клятву", - верить им нельзя. (87)
В силу таких нравов князья, в том числе и Ярослав, "действовали жёстко с Новгородцами, бросая послов в темницу". (88) И. надо сказать, это были не самые жёсткие меры.
Причиной изгнания могли стать: голод, мор,природные бедствия, военные неудачи. Они свидетельствовали в
глазах народа о неугодности князя Богу:"Поправить же

Вече в Новгороде
Клавдий Лебедев
1907
положение можно было изгнав нелюбого Богом, а значит и народом, князя и призвав князя "праведна". (89) Плохо получалось у новгородцев "выкармливать себе князей с малолетства". (90) Княжата с приставленными к ним воеводами и боярами, задерживались на княжении в Новгороде ненадолго, - их изгоняли или они сбегали сами: Константин Всеволодович, Святослав Всеволодович, Всеволод Юрьевич, Фёдор и Александр Ярославичи, Ростислав Михайлович, - все они так иначе покинули Новгород. А прогоняли Новгородцы своих князей очень просто:"Не хотим тебя.Пойди куда хочешь" Стерпеть такие унижающие честь слова трудно любому человеку, тем более князю, поэтому они и уходили, не дожидаясь, когда им "покажут путь", то есть прогонят. Не желал постоянно находиться в вольнолюбивом Новгороде и Ярослав, являясь туда с дружиной только для защиты Новгородских земель от набегов. (91) Отметим, что князь с сыновьями и всем двором уходил из города не для того, чтобы уйти навсегда, а для того, чтобы однажды вернуться туда и закрепиться там навсегда; что в конечном итоге и произошло. Но для этого потребовалось много времени, сил, терпения и... продуманной политики.
Новгородский узел
Первая попытка братьев Всеволодовичей усмирить Новгород в 1216 году провалилась. Однако, Юрий и Ярослав о нём не забыли. На время княжения Константина новгородская тема отошла на второй план. Но, как оказалось ненадолго: Мстислав ушёл, а Константин умер. И, как следствие - возобновление суздальско-новгородских связей, которые завязывались во всё более крепкий узел.
Основным аспектом в их новых взаимоотношениях был смоленский фактор. А началось всё ещё в первой четверти XII столетия:"...сын Владимира Мономаха князь Мстислав, чтобы материально подкрепить своего сына Всеволода, являвшегося тогда новгородским князем, передал Новгороду значительный массив земель из состава своего Смоленского княжества с непременным условием: если в Новгороде княжит кто-либо из потомков Мстислава, доходы с этих доменнальных земель поступают в его распоряжение; если же в Новгород приглашается представитель другой княжеской линии, доходы направляются в Смоленск. (92) С тех пор на новгородском престоле сидели князья смоленской ветви Мономаховичей. Попытки княжения там других, в том числе суздальских, династий были неудачными и кратковременными. Право новгородцев на "вольность в князьях" реализовывалось в одностороннем направлении - смоленском! Потомки Мстислава практически постоянно присутствовали в Новгороде.
Неудачные попытки Юрия Долгорукого и Андрея Боголюбского закрепить свою династию на новгородском престоле учёл Всеволод Большое Гнездо. Он очень настойчиво начинает устанавливать династические связи со смоленскими князьями, чтобы через эти союзы утвердиться в Новгороде. Сначала он сажает там и постоянно поддерживает своего смоленского сродника Ярослава Владимировича (его жена была сестрой жены Всеволода - Марии Всеволожей); потом после недолгих периодов "сидения" в Новгороде маленького Святослава с возможной его последующей женитьбой на смолянке, в вольном городе правит другой его сын, Константин, уже женатый на Мстиславне из рода смоленских Ростиславичей, до тех пор, пока суздальских ставленников не выгнал чистокровный представитель смоленского княжества - Мстислав Мстиславович Удатный.
В дальнейшем смоленский след в новгородском княжении отмечен и в правлении Ярослава Всеволодовича (жена его Ростислава - дочь Мстислава Удатного) и Всеволода Юрьевича, сына владимирского великого князя Юрия Всеволодовича, который женил его на дочери князя Владимира Рюриковича, внука смоленского Ростислава. А потом уже Александр Ярославич Невский сам стал владельцем Торопецкого княжества из Смоленского наследства. Княжество было выделено в Смоленской земле для контроля за северными "верхними" русскими землями и по предположениям учёных вполне могло быть родовым уделом Ростиславичей. К тому же Торопец платил в казну самую большую сумму доходов. (93) Через Смоленск были открыты так же пути "для беспрепятственной торговли между Новгородом и Полоцком на севере и Киевом на юге". (94)
Все эти династические ходы и ухищрения позволили суздальским князьям контролировать не только Новгород, но и регулярно получать доходы со смоленского массива земель и контролировать важные торговые пути.
Другим основанием для суздальских князей утверждаться на новгородском престоле было "их право отчины". И Мстислав Торопецкий, и Ярослав Переяславский считали Новгород своей отчиной. "Яко же тебе есть вотчина, тако же и мне", - отвечал Ярослав Мстиславу. "Новгород сколько вам, столько мне принадлежит, и есмь нам вотчина". (95) Признавали это и Новгородцы. Их послы говорили Ярославу:"Пойди в отчину свою, к Святой Софии, а не идёшь, так и скажи нам". (96) Поэтому на реке Липице в 1216 году оба князя сражались ещё и за "отчину".
Укрощение новгородской вольницы, укрепление экономической и политической позиций суздальскими князьями происходило довольно жёстко, даже жестоко. Так действовали в то время не только суздальцы, так было принято везде. И суздальские князья были не самыми жестокими, даже по сравнению с теми же новгородцами. Контролируя Верхнюю Волгу в районе Твери, князь Ярослав Всеволодович "практически держал в своих руках ключ к новгородской торговле". (97) Кроме того, Торжок был совместным владением новгородских и великокняжеских властей, (98) поэтому избавиться друг от друга в этом городе было трудно и, как показало время, невозможно. И тот, кто правил в Торжке, фактически "держал новгородцев за горло", перекрывая для них поставку продовольствия, и. в первую очередь, хлеба. Каждая ссора новгородцев и суздальских князей приводила к перекрытию торговых путей, к разорению, к голоду, к гибели людей. (99) И Новгородцы смирялись.
Взаимоотношения Новгородцев с князьями ни в коем случае нельзя рассматривать только с отрицательных позиций и видеть в них только конфликтное противостояние. В их сосуществовании было много хорошего, позитивного и важного. И договариваться им удавалось гораздо чаще, чем ссориться. Социальная, экономическая и политическая организация Новгородской земли была просто немыслима без князя, как и без Православной Церкви. Там были свои особенности правления, но ограничивать княжеские права в Новгороде

в рамках этих особенностей никто и не думал. За новгородским князем признавали его "богоизбранность", христианская община рассматривала его как "служилого у Бога и Софии". В Софийском соборе у него был свой престол, а на лицевой стороне княжеской печати имелось изображение Христа Вседержителя. (100)
Камнем преткновения было положение о так называемой "вольности в князьях". Этот принцип в равной степени мешал и новгородцам, и князьям, так как приводил к нестабильности, а это для экономики самая опасная ситуация. Чтобы сдерживать эту "вольность в князьях" и их бесконечные призвания и изгнания, при Ярославе Всеволодовиче началось оформление договорных грамот с церемонией клятвы и крестоцелования Богу и Святой Софии. (101)
Важнейшей обязанностью новгородского князя была оборона границ Новгородских земель. Это была ещё одна очень чувствительная для новгородцев необходимость.
Собор Святой Софии в Новгороде
1045-1050
Они "искали" себе князя, способного возглавить войско, защитить мирных людей, дать отпор врагу. Не каждый князь в этом плане их устраивал. А вот Ярослав Всеволодович, как и Мстислав Удатный, на эту должность подходил вполне. Поэтому, после военных побед: "Народ встречал его с великой честью, как защитника Новгородской земли... Каждый честный новгородец считал за лучшее повиноваться русскому князю Ярославу и держаться его стороны, чем дружить с изменниками, которые приводят немцев опустошать родину..." (102)
Военное искусство Ярослава привлекало на его сторону большое количество сторонников, и княжество его было рядом, - он всегда вовремя мог откликнуться на призыв. Такого же мнения о своём брате был и Юрий Всеволодович. Он считал, что проведение новгородской политики у Ярослава получается наиболее результативно. Сам же Ярослав Всеволодович вёл эту политику, согласуя со старшим братом. (103)
В результате усилий Юрия и Ярослава Новгород "окончательно закрепился за потомками Ярослава", - он мог распоряжаться им по своей воле:"отдать своему сыну, а тот - своему..." (104) Ярослав всегда, в том числе и во время ссор с новгородцами, считал себя новгородским князем, а Новгород - русской православной землёй. (105) Во 2-й половине XIII века политическое верховенство великих князей Владимирских признали и смоленские князья. (106)
Южная Русь
Выстраивая свою политику в южном направлении Великий князь Юрий Всеволодович предпочитал использовать, как и его отец, дипломатические приёмы: брачные союзы и договоры с новыми сродниками. Князь держал под контролем события во всех княжествах Южной и Юго-Западной Руси, но вот укрепить свою власть там, он был уже не в силах.
Переяславль Южный, отказавшись от союза с Западом, полностью положился на суздальских князей, но они уже не могли защитить Переяславскую окраину от половцев и южных князей, разоряющих землю. Древний город лишился даже своего князя. (107) Учёные предполагают, что Юрий закрепил княжество за Ярославом, который, однако, там не жил, но. возможно, наведывался за данью; иногда сбор дани поручали племянникам. Из тех времён до наших дней дошло печальное предание о потерявшемся где-то переяславском князе:"Давным- давно, ещё до татарского лихолетия, правил Переяславлем некий князь. Прекрасный стрелок, - он, несмотря на предупреждение, перестрелял всех золоторогих туров. И... заблудился в пуще. Так и блуждает до сих пор по пуще и никак не найдёт своего Переяслава". (108) После монголо-татарских погромов в Переяславле сидели только татарские ставленники.
Попытки Всеволода Большое Гнездо посадить своего сына Ярослава в Рязани привели к военным столкновениям с рязанцами, которые больше тяготели к Чернигову. Их попытка настроить и противопоставить юного неопытного княжича против отца закончилась тем, что Всеволод сжёг Рязань, земли разорил, а князей и бояр увёл в плен с их семьями и людьми. При великом княжении Юрия Всеволодовича рязанские князья мира больше не нарушали, признав над собой власть суздальских князей. (109)
Безуспешной, но одновременно к счастью, оказалась попытка шестнадцатилетнего Ярослава стать по приглашению венгерского короля Андрея II князем в городе Галич на юго-западе Руси. И в Венгрии, и в Галиче Ярослава рассматривали "как законного наследника галицкого князя". Но его на три дня опередил другой претендент. Этим опозданием он по промыслу Божьему избежал кровавой бойни в Галицкой войне и спас себе жизнь. (110)
Союз с Галицко-Волынскими князьями у Юрия и Ярослава Всеволодовичей складывался долго и был непрочным в силу непрочности положения самих Галицких князей. Осуществлялся он главным образом через брачные союзы. Сначала чрез тестя Ярослава князя Мстислава Удатного, завоевавшего себе Галицкий стол силой. Потом через шурина Юрия Всеволодовича князя Михаила Черниговского, который был женат на сестре князя Даниила Алёне (Марии) Романовне. Ещё одной нитью, связывавшей Суздальскую землю с Галичем и Волынью был брак дочери Юрия Всеволодовича с братом Даниила Василько. Но Галич и Волынь были далеко от Суздаля, к тому же вели бесконечные войны с западной интервенцией за свою отчину.
Южная Русь