top of page

С.К. Жихарева

Из записок бывшего крепостного человека
Юрьевецкого уезда Костромской губернии.

Золотниковская пустынь и Юрьевец – два старинных места в Ивановской области – расположены довольно далеко друг от друга, и тем не менее связаны меду собой тонкими, но крепкими нитями общей истории.

 

Прежде всего объединяет эти места святитель Митрофан Воронежский, начавший свою подвижническую жизнь в Золотниковской пустыни, а через некоторое время ставший игуменом Макариево – Унжеского монастыря. На этой должности он несколько духовно окормлял население г.Юрьевца и Юрьевецкого уезда, а административно подчинялся Юрьевецкому воеводе.

Прежде всего объединяет эти места святитель Митрофан Воронежский, начавший свою подвижническую жизнь в Золотниковской пустыни, а через некоторое время ставший игуменом Макариево – Унжеского монастыря. На этой должности он несколько духовно окормлял население г.Юрьевца и Юрьевецкого уезда, а административно подчинялся Юрьевецкому воеводе.

Прежде всего объединяет эти места святитель Митрофан Воронежский, начавший свою подвижническую жизнь в Золотниковской пустыни, а через некоторое время ставший игуменом Макариево – Унжеского монастыря. На этой должности он несколько духовно окормлял население г.Юрьевца и Юрьевецкого уезда, а административно подчинялся Юрьевецкому воеводе.

Все эти три обстоятельства и объясняют присутствие выступления на Митрофановских чтениях в Тейковском районе. Тема выступления и его цель состоят в том. Чтобы на основании воспоминаний (1)  крепостного крестьянина из Юрьевецкого уезда показать отношение простых людей из глухой российской провинции к своему императору Александру II накануне и после отмены крепостного права. Особенно важно это сделать в год 200-летия со дня рождения Александра II – Царя - Освободителя.

«Что было вещь, то стало говорить»

Для начала хотелось бы познакомить читателей с автором этих интересных воспоминаний – Бобковым Фёдором Дмитриевичем. Годы жизни – 1832 – 1898. Родился он в дер.Крапивново Юрьевецкого уезда Костромской губернии, недалеко от с.Лух. Был он крепостным дворовым человеком дворянина штабс-капитана П.Н.Глушкова. Сам Глушков и его семья жили в Москве,  и был он довольно богат и известен, т.к. приходился племянником петербургскому губернатору Кавелину.

Когда Фёдору исполнилось 15 лет, его перевели в Москву, в господский дом, для услужения барской семье. Здесь его пренебрежительно называли Федькой как мальчика на побегушках, что ему очень не нравилось: он привык к уважительному обращению у себя в деревне, где обучал грамоте детей, был писарем для своих безграмотных односельчан. Грамоте – чтению и письму – он выучился сам с помощью старшего брата. С тех пор много читал, имел огромное желание учиться. Это желание и любовь к книгам он сохранил до конца жизни. Читал всё, что попадалось под руку, пользовался барской библиотекой. Вот круг его чтения: «Полицейский листок», «Современник», поэзия Жуковского, творчество Карамзина и Пушкина. О стихах Байрона записал, что они навели на него тоску. Больше всего ему нравились произведения Гоголя. Читает, обдумывает и не соглашается со многими высказываниями графа Толстого, даже пытается их оспаривать. Книги благотворно влияли на крепостного человека: «Прочитав рассказы о Петре Великом и о Суворове, я резко изменил свою жизнь, стал рано вставать и трудиться». (2)

В 1857 году, прочитав стихи крестьянского поэта Кольцова, Фёдор Дмитриевич и сам стал писать стихи. Первый его стих «Приезд мой в Москву» понравился барыне и был прочитан гостям на Новый год, что доставило ему много счастливых минут. С тех пор писать стало его потребностью. До конца жизни он вёл дневник. Среди его творчества не только стихи, но и статьи, пьесы, драмы. «Пишу всё стихи и даже говорю рифмами». (3)

Впоследствии пробовал даже издавать свой еженедельный журнал «Идея», для которого в первом номере написал стихотворение «Я из крестьян попал в лакеи». Писал Бобков так много, что после смерти остался целый сундук бумаг с его произведениями.

После отмены крепостного права бывший лакей получил должность начальника станции на железной дороге, потом занялся бизнесом: строил, поставлял продовольствие в армию, в 1873 году взял подряд на приобретение зеркальных стёкол из Бельгии для строящегося Храма Христа Спасителя. В декабре 1880 года записался в купцы 1-й гильдии.

По роду службы побывал во многих местах Российской империи: в Прибалтике, в Киеве, в Костроме, в  Оренбурге. Был знаком со знаменитыми людьми того времени: актёром И.В.Самариным, М.П.Погодиным – известным историком, публицистом и журналистом; с преосвященным Филофеем (Епископ Костромской), которого сопровождал в поездке в Кострому и заслушивался его разговорами о делах Церкви.

Переезд в Москву и беседы преосвященного способствовали тому, что Фёдор Дмитриевич отошёл от старообрядчества, приняв официальное православие. В дневнике он пишет: «На меня напало религиозное настроение. Я сижу один в комнате и смотрю на картину, изображающую старца Серафима, выходящего из кельи и дающего кусок хлеба медведю. Хотелось бы убежать в пустыню, молиться Богу и быть свободным от господ и от всех людей и от страстей». (4)

А ещё автор записок увлекался театром, любил природу, красоту во всём. Был патриотически  настроенным человеком, имел свою гражданскую позицию и свои взгляды на происходящее.  «Бобков был настоящий русский человек», - так написал о нём М.Ф.Чулицкий, бывший судебный следователь, издатель дневников Фёдора Дмитриевича, обнаруженных в сундуке. Записки были опубликованы в «Историческом вестнике» в 1907 году и содержат много информации о быте сер. XIX века, о личных переживаниях автора.  Для нас наибольший интерес представляю сведения об отмене крепостного права, об императоре Александре II, об отношении крепостного крестьянина к царской власти и происходящим по этим поводам событиям.

«Но отрешившись от оков, Предстанет в образе ином…»

Впервые о воле Ф.Д.Бобков написал 20 февраля 1855 года, в тот день,  когда в храмах служили панихиду по скончавшемуся императору Николаю I, и проводили обряд присяги новому императору Александру II.

Александр II 1880

Николай II. 1880

«В городе говорили, что Государь, вступая на престол, заявил, что он будет заботиться об улучшении быта крестьян». В марте 1855 года Фёдор Дмитриевич записал: «Долго меня волновали разные думы о воле»…, «Государь щедрою рукою сеет добро и милости…»,  «поэтому, может быть, освободит и нас. Тогда царствование его будет славное во веки веков»… (5)

Кроме своих размышлений об освобождении, Бобков говорит и о том, что думали и высказывали по этому поводу господа и дворовые. Например, «барыня доказывала, что  рабство установлено Богом…», а дворовой повар заявил, что земли не возьмёт, а спросит «чистые деньги» и первым делом купит штоф водки, подойдёт к кабинету барина и выпьет при нём стаканчик за здоровье Государя Императора, а барину пожелает всего хорошего. (6)

Господа больше всего боялись, что освобождённый народ перепьётся и начнёт грабить. Чтобы успокоить хозяев-помещиков, Фёдор Дмитриевич от имени дворовых сочинил стихи, где написал:

 

«Но отрешившись от оков,

Предстанет в образе ином.

Не будет гостем кабаков

И распрощается с вином». (7)

5 марта 1861 года. Воскресенье. Конец Масляной. Фёдор Дмитриевич называет этот день замечательным, т.к. объявлен Высочайший Манифест, подписанный государем 19 февраля. «Народ повалил в церкви слушать чтение Манифеста». Неравнодушный, восторженный Бобков пишет статью, которую опубликовали «Московские ведомости» с указанием редактора на то, что это «отклик грамотных крепостных людей» на освобождение их от крепостного права. (8)

О себе лакей пишет: «Признаться по душе, мне лично, хорошо живётся».

Манифест

Далее в записках можно узнать о некоторых последствиях уничтожения крепостничества. В 1862-1863гг. бывший лакей отмечает, что теперь «на каждом шагу только и слышишь. Что ищут места», т.е работу, что «вообще теперь весь народ, после отмены откупа, с утра каждый день пьянствует и все улицы переполнены пьяными…».  «Открывают школы, воскресные классы, читальни, лекции. Однако учат не так, как следует, и не тому, чему следовало бы…Нравственно-религиозная сторона забыта, и над религией насмехаются». (9) 

В 1873 году ещё одна запись: народ «с каждым днём всё больше и больше пьянствует  и развратничает и всё меньше и меньше работает. Леность неимоверная».В 1873 году ещё одна запись: народ «с каждым днём всё больше и больше пьянствует  и развратничает и всё меньше и меньше работает. Леность неимоверная». (10)

«Я хоть и мельком видел Царя, но был очень счастлив»

Первое упоминание царя Александра II в дневниках Бобкова относится тоже к 20 февраля 1855 года: «Во время чтения Манифеста все плакали. Затем начался обряд присяги.  Было слышно, как каждый присягал искренно, от всего сердца, выражая полную преданность и готовность положить жизнь за Царя и Отечество». (11)

27 марта того же года Фёдор Дмитриевич вместе со всеми ждал проезда Государя императора, прибывшего в Москву на парад. Пережитые впечатления он выразил в своём дневнике: «Я был так воодушевлён, что мне опять захотелось быть солдатом и я готов был тотчас же идти сражаться». (12)

М.П.Погодин

В мае 1861 года, уже после отмены крепостного права, в Москве снова ожидали приезд Государя. На этот раз Фёдор Дмитриевич написал приветственную речь и отнёс её показать М.П.Погодину. Его провели в кабинет, где когда-то бывали Пушкин, Гоголь, Аксаков, Белинский и многие другие знаменитости. Это также произвело сильное впечатление на бывшего крепостного: «мне стало чудиться их таинственное присутствие». Погодину он объяснил, что хотел бы выразить Государю «благодарность от класса дворовых людей за дарованное освобождение». Историк посоветовал ему «образовать артель дворовых и поднести Государю хлеб-соль, как то собираются сделать крестьянские общества и общества фабрикантов. «Конечно, - сказал Погодин, -теперь всякое сердечное разумное слово приятно будет услышать Государю и всем…». (13)

М.П.Погодин

А 18 мая 1861 года Ф.Д.Бобков  был среди множества людей на площади, увидел императора на крыльце Чудова монастыря и кричал вместе с другими до хрипоты. «Государь, окружённый генералитетом, сошёл вниз и сел на серого коня. Я успел-таки подать свою речь в конверте одному из генералов…». (14)

 

Через три года, 19 февраля 1864 года Бобков ходил в церковь «к Спиридонию» и обратил внимание на то, как мало там было людей: «нашёл только несколько старушек. Народа не было. Стало очень грустно мне. В такой день и не поставить свечки за здоровье Освободителя их. Для кабак вот так всегда находятся и время и деньги». (15)

В 1871 году в этот же день Фёдор Дмитриевич захотел высказать царю свою благодарность за все его реформы и написал стихи, которые отпечатал в типографии Мамонтова 3 марта в Москве и послал их Министру двора. «От Министра двора мною получено было объявление, что Государю Императору было богоугодно за мои стихи благодарить». (16)

А ещё через десть  лет 2 марта 1881 года в дневнике появилась следующая запись: «во втором часу ночи не успел я затворить дверей за ушедшими гостями, как послышался звонок. Явился бедный Ченцов и сообщил о смерти Государя императора Александра II. Заплакали оба. На другой день узнали о мученической его кончине. О Господи, что это за тёмная сила! Какое название дать этим извергам… Общее уныние. Принимали присягу. Молились. Собирали на венок Царю-Освободителю». (17)

По роду службы бобков проживал в это время в Либаве. Опять рождаются стихи. На этот раз автор направляет их в «Новое время», не рассчитывая на то, что их напечатают, но «всё-таки хоть редакция да будет знать, что чувствуют бывшие крепостные и как чтут память Царя-освободителя. Что такое я? Маленькая спица, -  пишет  Фёдор Дмитриевич. – А между тем мне царь сделал всё. Он переродил меня. Я был раб, а теперь свободный гражданин». И добавил: «Собираем деньги на памятник». (18)

Осенью 26 октября этого же года Ф.Д.Бобков приехал в Санкт-Петербург поклониться праху Царя-Мученика в Петропавловской крепости. «Я долго плакал на его могиле. Царь и в крепости. Нет, это невозможно. Мы должны перенести его в будущий храм. Его могила должна быть выделена от гробниц других государей. Пётр и Екатерина были велики своими делами, а он был велик своею кротостью и милостями. Это был посланник Божий, вдохнувший новую жизнь в миллионы людей…

И тут вокруг святой могилы

   Шумят не волны невских вод,

А движутся народны силы,

И русский молится народ». (19)

Корреспонденцию из Либавы о новом храме для государя и стихи напечатали в №58 «Современных известий».

На этом записки кончаются.

А вашему вниманию предлагаем стихи, за которые Фёдор Дмитриевич Бобков получил личную благодарность Государя Императора  Александра II, в которых бывший крепостной ещё и ещё раз напоминает нам о великом значении отмены крепостного права не только для России в целом, но в первую очередь для простого человека, ставшего личностью.

Газета "Известия"
Исторический вестник
Из записок...

Девятнадцатое февраля

(Воспоминание бывшего крепостного)

Я помню детство: так светло

Оно стоит передо мной;

Тогда привольно и тепло

Мне было жить в семье родной.

Я помню вечер роковой,

Когда из милых мне полей

Перенесён я был судьбой

В Москву – в толпу чужих людей;

Когда расставшися с кафтаном,

Я принял кличку: «человек»

И глупым сделался болваном,

Моделью нравственных калек.

Каким тяжёлым привиденьем

Стоят лет десять предо мной,

В каом бездейственном томленье

Те дни убиты были мной.

Я помню незабвенный год…

Каким он светом осветил

Царём раскованный народ

От уз, которые носил.

О, как тогда мы ликовали,

Толпою окружив амвон,

Когда нам волю объявили

Под праздничный, весёлый звон.

Как я в тот миг помолодел

Забыв печальны тридцать лет,

И как я пламенно хотел

Тогда бежать в университет;

Но поздно было брать уроки,

Себя наукам посвящать,

Искоренять свои пороки

И дни младые возвращать.

С тех пор я часто вспоминаю,

То детство, то тяжёлые годы,

И тем лишь душу услаждаю,

Что я дождался дней свободы.

Что я свободным кончу век,

Благодаря Царя-Отца,

Познавши, что я человек,

Созданье Мудрого Творца,

Творца, Которого дерзаю

Я ныне пламенно молить

Благословить Царя-Державу

И дни его для нас продлить,

И в души подданных вселить,

Чтоб этот день благословенный

Умели в памяти хранить

И чтить всегда благоговейно (20)

В  заключение хотелось бы обратить внимание на то, как перекликаются мысли и чувства крепостного в его стихах со стихами Василия Жуковского, написанные  им в апреле 1818 года по случаю рождения у великокняжеской четы первенца Александра – будущего императора. Вот как отозвался поэт на семейную радость:

«Да встретит он обильный честью век!

Да славного участник сланный будет!

Да на чреде высокой не забудет

Святейшего из званий человек». (21)

Из записок Ф.Д.Бобкова  мы видим, что ни царь, ни бывший крепостной не забыли. Будем помнить и мы. Храни вас Бог!

                                                                                                                                                                                       

                                                                                         Примечания

  1. Бобков Ф.Д. Из записок бывшего крепостного человека

  2. Россия в мемуарах. Воспоминания русских крестьян XIII – первой  половины XIX в., М., 2006, с.598

  3. Там же, с.619

  4. Там же, с.623

  5. Там же, с.609

  6. Там же, с.617

  7. Там же, с.626

  8. Там же, с.627

  9. Там же, с.633-635

  10. Там же, с.644

  11. Там же, с.608

  12. Там же, с.612

  13. Там же, с.631

  14. Там же, с.631

  15. Там же, с.636-637

  16. Там же, с.642

  17. Там же, с.653

  18. Там же, с.653

  19. Там же, с.655

  20. Там же, с.642-643

  21. Там же, с.609

 История России. М. «Терра». 1998. Т.2.  с.18

bottom of page